"Кто-кто?" - переспросила я.
"ПотЕтень," - повторил обожаемый супруг и, как бы пробуя слово на язык, добавил: "Или потетЕнь".
Тут вспомнился мне первый год моей московской аспирантуры.
Я тогда добросовестно ходила на лекции по теории литературы, которые читал первокурсникам мой Научный Руководитель. Первокурсники вели себя на лекциях безобразно - шуршали, шептались, кажется, даже чавкали. Те, кто хотел лекции слушать, шикал на тех, кто мешал, добавляя недовольное шипение к гулу голосов. Где-то на задних рядах пару раз прозвонил мобильный телефон. Научный Руководитель невозмутимо продолжал вещать что-то с кафедры, цитировал классиков литературоведения, практически не заглядывая в записи, и выражался терминологически-насыщенным языком.
Рядом со мной две трепетные барышни разглядывали глянцевый журнал, довольно громко обсуждая его содержание. Я боролась с желанием сказать барышням педагогически-выверенную гадость, когда почувствовала укол шариковой ручкой в плечо. В ухо мне прошелестел шепот перегнувшегося из соседнего ряда юноши: "Извините, Вы не знаете, что такое 'потебня'?"
Так вот. Потетень.
Выдернув у обожаемого супруга из рук книжку, я прочла (сохраняю авторскую пунктуацию):
Тень-тень потетень!
Села кошка на плетень.
Стали мыши танцевать тир-ля-ля.
Так что начала дрожать вся земля.
Ладно, думаю, 'потетень' оставим в стороне. Сильно заинтересовал меня танец "тир-ля-ля", а также предательски сползающее к первому слогу ударение в слове 'начала'.
Перевернув страницу, я прочла следующий текст "Потешек":
Раз-два-три! Раз-два-три!
Вот так фокус, посмотри!
Ты внутри, а я снаружи!
Ты снаружи, я внутри!
Спрашивается, что хотел сказать автор этим текстом про бинарные оппозиции? Какие ассоциации, кроме фрейдистских, может вызвать эта нехитрая рифмовка?
Говорят, все родители втайне боятся момента, когда ребенок заинтересуется вопросами пола и придет с вопросом "откуда берутся дети?" Когда это произойдет, я постараюсь собрать в кулак волю и жизненный опыт, и изложить что-нибудь более-менее связное про тычинки и пестики. Но если моя стремительно взрослеющая дочь захочет узнать, что такое 'потетень', мой родительский авторитет будет посрамлен.
Пусть уж лучше спросит про Потебню.