Рассказываю содержание тринадцатистраничного Меморандума со ссылкой на предысторию и иллюстрациями из жизни.
До сих пор, большинство въезжающих по студенческой визе категории F, J, M получали на границе разрешенный срок пребывания, определенный аббревиатурой D/S - "duration of status". То есть, пока студент посещает занятия и не совершает действий, противоречащих статусу студента (например, не работает без разрешения), он может легально находиться в Штатах. Более того, по установившейся практике, зафиксированной в теперь уже ставшими неактуальными должностными инструкциями, формальное нарушение статуса вполне могло бы остаться без последствия по принципу "не пойман, не вор." Если студент вдруг перестал посещать занятия, но в его документах на въезде не было обозначено, до какого дня ему можно было находиться в стране, а вместо этого стояли заветные буквы D/S, он мог потенциально долго находиться внутри страны без потенциальных легальных последствий. Конечно, если он попадал на радар к иммиграционным службам, они выясняли, что студент свой статус не поддерживает, и в этот трагический день включался счетчик, отсчитывающий дни нелегального пребывания. На практике это означало, что какой-нибудь несостоявшийся студент языковых курсов мог годами подрабатывать в баре за наличные, потом вовсе не ходить на занятия, а потом, при случайном рейде бара депортационной полицией, запросить voluntary departure, т.е., право уехать из страны за свои деньги, и вернуться домой без легальных последствий нарушения статуса. Последствия же за нарушение статуса наступали после 180 дней нахождения вне статуса, начиная с того дня, когда власти заключили, что человек с пометкой D/S статус нарушил, а вовсе не со дня фактического нарушения.
Пример: мологой человек на визе F поехал заниматься сельскохозяйственными работами с группой трудолюбивых мексиканцев. В этот момент на ферме случился рейд депортационной полиции, и молодого человека арестовали с толпой нелегалов с южной стороны границы. В момент помещения в депортационный процесс он начал набирать незаконный статус, несмотря на то, что нарушил он свой статус нелегальным трудоустройством раньше.
Другой пример: студент перестал ходить в колледж и пропал с радара образовательного учреждения. По причине свойственного таким заведениям раздолбайства, администрация колледжа не уведомила иммиграционные службы о том, что студент занятия больше не посещает. Если колледж спохватился через год, нелегальный статус начинал аккумулироваться с момента передачи информации о непосещаемости в иммиграционные службы, а не со дня фактического непосещения учебы.
Теперь, с шестого августа этого года, правила поменяются. Невзирая на то, в какой момент власти установили, что студент нарушил статус, часы нелегального пребывания включаются в момент нарушения статуса. Это означает, что подработать за наличные без последствий для перспектив получения более постоянного статуса, станет гораздо сложнее. Если для получения резидентского статуса через брак это соображение может быть менее значительным, то для тех, кто имеет планы на статус через работодателя, неосмотрительное выпадение из статуса может иметь куда более серьезные последствия.