?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не про живопись

Ровно год назад я от безделья записалась на курс по интерпретации изобразительного искусства. Курс оказался так себе, но один забавный факт, сообщенный преподавателем, почему-то застрял у меня в сознании.
Как известно, натюрморты Сезанна отличает странная диспропорция объектов, создающая иллюзию нарушения перспективы, а также нарочито неестественная цветовая гамма. Именно за этот эффект "смещенности" видения натюрморты и милы ценителям искусства. Так вот, происхождение "странности" натюрмортов Сезанна вполне обыденное. Художник был ужасающе беден и не мог покупать настоящие фрукты-овощи, чтобы писать картины с натуры. Он пользовался восковыми, причем самого скверного качества, дешевыми. В результате тыква получалась соотносимой по размерам с яблоком, персики были ядовито-лимонного цвета, и т.п. То есть, он действительно рисовал то, что видел, а покупатели картин думали, что у художника такое особенное восприятие реальности. На самом же деле ущербна была реальность, а не восприятие.

Теперь о более сложном. Вчера по телевизору показывали американский документальный фильм про захват школы в Беслане. Я читала анонс этого фильма в журнале, пометила на календаре день, чтобы не пропустить. Я собиралась посмотреть фильм пристрастно, как я смотрю все документальные фильмы, снятые американцами о России. Как я смотрела про Ивана Грозного или падение Советского Союза - соотнося информацию с собственным культурным опытом. Да, я собиралась посмотреть этот фильм.

И вот еще до того, как кончилась рекламная заставка и вступительные титры, я выключила телевизор и поняла, что смотреть этот фильм не буду. Потому что я одновременно почувствовала злость, стыд, и страх, как и тогда, в сентябре 2004-го. Тогда я читала новостные ленты и не могла поверить в реальность происходящего. Когда наступила страшная развязка, я даже не поняла, а почувствовала, что надо что-то сделать, как-то хоть частично восстановить то, что нарушилось в мировом пространстве. И лишь одно действие представлялось мне адекватным решением - я знала, что обязана родить ребенка и уберечь его от гражданства страны, в которой при государственном попустительстве совершается массовое убийство детей. Эта мысль и жила-то во мне меньше секунды, потому что следом я тут же выругала себя жестоко. Сказала, что нормальным было бы узнавать номер счета и перечислять туда хоть какие-то деньги. Нормальным будет зарыдать в голос. Нормальным будет выключить компьютер, сделать вид, что я ничего этого не знаю, и жить дальше в своем прекрасном и комфортном мире. Нормальным было бы что угодно, кроме той моей секундной реакции.

Так я подумала, но было уже поздно. Потому что кто-то очень мудрый, кто заведует на самом-самом верху самыми главными решениями, ту мою первую мысль уже подслушал. Через положенное время родилась дочь. Смысл моей жизни сейчас заключается в том, чтобы уберечь ее от острых углов, в нынешнем ее возрасте - в самом прямом смысле, без метафор. Так значит тогда, осенью 2004-го, ущербным было не мое восприятие реальности, а сама реальность?

Когда моя дочь жует корешок альбома с репродукциями импрессионистов, я умиляюсь - у ребенка с младенчества есть тяга к прекрасному. Вот только не знаю, найду ли я когда-нибудь в себе мужество раскрыть ей секрет такой восхитительной диспропорции в натюрмортах Сезанна.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
kkatterrinna
May. 27th, 2006 03:27 am (UTC)
Снимаю шляпу...
fashion_4_you
Feb. 14th, 2014 09:28 pm (UTC)
Однажды я случайно узнала, что у моей коллеги обе дочки погибли в той школе. Одну девочку она опознавала по куску ноги в белой праздничной туфельке. У меня в тот момент что-то в голове рассыпалось, а потом собралось вновь.
Ну, а про гражданство понятно.
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister