?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

помогает воспринять судьбу как должно...

Вот здесь один уважаемый мною френд поинтересовался, зачем я общаюсь с разными странными личностями, про которых потом пишу в ЖЖ, а я пообещала ответить на этот вопрос отдельным постом. С удовольствием выполняю свое обещание.
Только сначала – два как бы несвязанных между собой кусочка текста.


1

Представьте, что Вы едете в вагоне метро, и на какой-то остановке в вагон заходит бомж и плюхается на сидение. В этом случае можно брезгливо сморщиться и уйти в другой конец вагона, или можно, втайне гордясь своим гуманизмом и лояльностью, стоять рядом и делать вид, что ничего дискомфортного не происходит, а потом остаток дня тревожно принюхиваться к себе и параноидально думать, не впитался ли в одежду отвратительный запах. И то, и другое поведение вполне укладывается в границы социальной нормы.
Если же Вы присядете рядом с этим бомжом и начнете задушевно выспрашивать, как он докатился до жизни такой, получится пошлейшая достоевщина. То есть, нормальные люди в нормальной жизни так не поступают.


2

Лет пять назад я со своей подругой сидела в кафе небольшого университетского городка на мидвесте и обсуждали мы, естественно, наших общих русскоязычных знакомых. Надо сказать, что из-за «университетской ориентации» городка вся русскоязычная общественность была представлена преподавателями и аспирантами этого самого университета. Мы с подругой обе находились в мрачнейшем расположении духа, поэтому общим знакомым хорошенько досталось.
Вот, сидим мы, уличаем одних в невежестве, других в несообразительности, третьих – в бытовой нерасторопности, четвертых – в отсутствии коммуникационных навыков. Перемываем кости и медленно, но верно приходим к выводу, что общаться нам, таким умным, образованным, и интересным, не с кем.
И тут мою подругу посещает озарение. Она вдруг неожиданно понимает, что все, кого мы только что заклеймили – как минимум, люди с высшим образованием, полученным в лучших российских вузах. Кроме того, мы довольно небрежно проехались по кандидатам наук, магистрам, и докторам.
То есть, в нашем кругу общения нет ни санитарок, ни работников прилавка, ни слесарей, ни водителей маршруток, а мы все равно кочевряжимся и придирчиво оцениваем интеллектуальные способности своего окружения. Оцениваем, и не находим их достаточными.

Теперь, собственно, к ответу на вопрос. Легко и приятно жить в родной языковой среде. Я имею ввиду, в среде, которая говорит на языке твоего культурного уровня. Бoльшую часть своей жизни я и говорила на языке одной-единственной культуры – сначала менее уверенно, потом гораздо лучше. Та среда общения, которая существовала в доме моих родителей, постепенно расширилась для меня в круг университетских знакомых. Потом я работала с людьми, которые читали хорошие книги, были в курсе театральных новинок, были способны к критическому анализу. Честно говоря, я как-то не задумывалась, что параллельно с этим существует совершенно другая культура. То есть, я, конечно, об этом знала, но если в вагон метро заходил бомж, я, совершенно не задумываясь над мотивацией своих действий, переходила в другой вагон.

Америка однозначно дала мне понять, что лучше говорить на двух языках, чем на одном – во всех смыслах, лингвистическом и культурологическом. Когда я покупала свою первую машину, в диллершипе встретился мне бывший соотечественник. Еще школьником его привезли в Америку, с колледжем как-то не сложилось, и, получив школьный аттестат, он отправился продавать машины. Чтобы попрактиковать родной язык, молодой человек заговорил со мной по-русски. После моей фразы «А какой, примерно, диапазон цен на....» он ошалело заморгал глазами и переспросил: «Скока стоит, что ли?» Оказалось, что существует огромное культурное пространство, которое говорит на другом, отличном от моего, русском языке.

С тех пор я многому научилась. В частности, когда русская жена одного американца, бывшая маникюрша из провинциального российского городка, сказала мне в порыве нетрезвого откровения: «Эти, из университета, такие грамотные, а ты простая, ты мне как сестра», я поняла, что делаю успехи. Я поняла, что не боюсь «достоевщины».

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
actr
Jul. 27th, 2006 04:00 pm (UTC)
Моя мама придерживается абсолютно аналогичной точки зрения :))

Знаешь, просто в любых мирах и кругах есть люди, с которыми приятно общаться. А есть - с которыми противно. Так вот с Татьяной из твоего рассказа мне было бы неприятно общаться вовсе не из-за разного образования-воспитания-круга общения, а из-за навязчивости и хамства (это я про вопросы о том, каким образом вы могли позволить себе эту машину)
logofilka
Jul. 27th, 2006 04:11 pm (UTC)
По моим наблюдениям, в среде таких людей фраза "она такая простая" считается комплиментом. Так вот, Татьяна - "простая", для нее в этом вопросе нет ничего зазорного. Хотя, признаюсь, невозмутимо отвечать на подобные вопросы я пока не научилась. :((
actr
Jul. 27th, 2006 04:14 pm (UTC)
Не знаю, не уверена. Мне кажется, что это индивидуальные особенности человека, а не среда все-таки.
logofilka
Jul. 27th, 2006 04:17 pm (UTC)
Вопрос причины и следствия: не оказывается ли человек на всю жизнь привязан к определенной среде по причине своих индивидуальных особенностей?

PS Пока распиналась тут, мой доделистый ребенок раскрасил себе моську синим маркером.
actr
Jul. 27th, 2006 04:18 pm (UTC)
Ой! :)) Надеюсь, что удастся отмыть! :))
makay855
Jul. 27th, 2006 05:01 pm (UTC)
I think you could be just a kind person, who likes other people.

"Оказалось, что существует огромное культурное пространство, которое говорит на другом, отличном от моего, русском языке. "
I've discovered it too. Feels very awkward.
logofilka
Jul. 27th, 2006 05:11 pm (UTC)
>>>>I think you could be just a kind person, who likes other people.

По этому вопросу мне доводилось слышать альтернативное мнение: будто бы я очень злобная тетка, которая самоутверждается за чужой счет, мысленно сравнивая себя с теми, кто на социальной лестнице стоит заведомо ниже.

Но все равно, спасибо на добром слове. :))
makay855
Jul. 27th, 2006 06:52 pm (UTC)
my other hypothesis - you are a curious person. This natural curiosity could have been further reinforced by your training and former profession (investigative?) journalism ;)))

As I don't have the type of training you might have and lack this natural curiosity, I am doing my best to avoid certain types of people ;)
logofilka
Jul. 27th, 2006 07:46 pm (UTC)
Да, про природное любопытство - отчасти правда. Но расследовательской журналистикой я никогда не занималась, максимум - скандальчики из жизни мелких звездуль.
makay855
Jul. 27th, 2006 07:01 pm (UTC)
by the way, this description really reminds me of the relationship between Elle Woods and her friend-manicurist in "Legally blond" . LOL Sorry, couldn't help ;))

"бывшая маникюрша из провинциального российского городка, сказала мне в порыве нетрезвого откровения: «Эти, из университета, такие грамотные, а ты простая, ты мне как сестра», я поняла, что делаю успехи. Я поняла, что не боюсь «достоевщины». "
logofilka
Jul. 27th, 2006 07:44 pm (UTC)
:)))
Оценила
vsparrow
Jul. 27th, 2006 05:51 pm (UTC)
ну не то чтобы бояться... но брезговать.
ненавижу "простых людей". до физической тошноты и отвращения. потому в чем-то понимаю описанное, но следовать ни в коем случае не смогу, да и само описание вызывает сложные чувства.
уж простите.
logofilka
Jul. 27th, 2006 06:10 pm (UTC)
Напрасно извиняетесь. Я же в свою "веру" никого не обращаю, просто проясняю позицию.
sashamisha
Jul. 27th, 2006 07:37 pm (UTC)
так и подмывает спросить: "А вы живете в Винздорском дворце, едите на мейсоновском фарфоре и закончили как минимум Кембридж?"
bulka
Jul. 27th, 2006 06:15 pm (UTC)
интересная точка зрения, я бы даже сказала - отношение к жизни. еще раз понимаю, что не зря тебя филантропом назвала, ты именно он и есть! ;))
себя к мизантропам отнести, вроде как, тоже не могу, но и филантропической терпимостью к определенного сорта людям, увы, не отличаюсь... мое отношение, пожалуй, проще всего поговоркой "простота хуже воровства" охарактеризовать. ну, не терплю я эдакую простоту в людях, меня от нее коробит и хочется сбежать. :((
logofilka
Jul. 27th, 2006 06:18 pm (UTC)
Так я же с ними не дружу, в душу не пускаю - так, наблюдаю с безопасного расстояния.
bulka
Jul. 27th, 2006 06:23 pm (UTC)
так в том-то вся и проблема, что они в душу лезут постоянно, прут, можно сказать, не разбирая дороги, лезут грязными руками по локоть... и не закроешься никак, потому что вежливого отпора они не понимают, нужно ставить на место и делать это "по-ихнему"... нет уж, спасибо, но лучше вообще не иметь дела с подобными людьми. :-/
logofilka
Jul. 28th, 2006 05:54 pm (UTC)
Отвечаю неоперативно, так как нужно было некоторое время, чтобы подумать.
Короче, я сильно неуверена, что таким людям нужна моя душа. Мне кажется, им нет никакого дела до моего богатого внутреннего мира и интеллектуальных заморочек. Гораздо больше их интересует, сколько стоит машина и где я покупаю косметику. Кажется, возможностях существования тонкой душевной организации они не задумываются. (И слава богу! - it would spoil all fun)
actr
Jul. 28th, 2006 11:18 pm (UTC)
Да, вот именно стремление некоторых всеми силами залезть в душу очень коробит. Да еще и эти "пусть твой муж мне поможет", "пусть твоя мама для меня это сделает" - не люблю.
( 19 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister